ЖК «Ордынка»
Сотрудничество застройщиков Москвы с известными мировыми дизайнерами интерьеров стало новым трендом отечественного рынка элитной недвижимости. К примеру, апартаменты бутик-отеля Roza Rossa в Хамовниках разработал итальянский мэтр Пьеро Лиссони в духе прогрессивного минимализма — отделка, встроенная техника и мебельные системы Lissoni Associati прямиком из Милана. А в ГК Insigma привлекли ни много ни мало Bosco Casa в свой проект Ordynka на Малой Ордынке класса deluxe — квартиры там реализуют не только с готовой отделкой, но и уже с готовым дизайном. Еще один люксовый проект ЖК Nabokov с дизайном, разработанным в бюро Aukett Swanke, а интерьеры пентхауса придуманы французским дизайнером Жан Луи Денио. Можно упомянуть также Мартина Уоллера, Массимо Йоза Гини, Эрика ван Эгерата, и так далее.
Если еще недавно география столичных проектов с участием иностранцев была ограничена центром Москвы, то за последнее время границы резко расширились. Проект «Дыхание» на Дмитровском шоссе сотрудничает с дизайнерским бюро Филиппа Старка, который руководит объектами жилого пространства сразу в четырех стилях актуальных тенденций мирового дизайна: классика, минимализм, природа, культура. В столице уже более десяти апартаментных комплексов и обычных жилых домов, где помещения отделаны по проектам звезд мирового уровня.
Бутик-отель Roza Rossa
Как считает управляющий партнер компании «Метриум», участник партнерской сети CBRE Мария Литинецкая, у «звездных» дизайнеров на проектах высшего класса три задачи. Во-первых, никому еще не помешало громкое имя, чтобы выделиться среди других жилых комплексов. Во-вторых, покупатель справедливо считает работу дизайнера произведением искусства. И в-третьих, высокий дизайн еще более повышает статусность проекта.
С другой стороны, сами-то иностранные дизайнеры также повышают свой статус. Москва является одним из крупнейших городов мира, и реализовать там свои проекты означает, что даже в России они признаны убедительными, что даже у нас их считают модными и престижными. Так что интерес известных зарубежных архитекторов тоже понятен, как считает директор российского департамента мониторинга рынка и оценки компании Savills Анатолий Довгань.
Понятно, что массовому сегменту не по карману зарубежный дизайн. По крайней мере, пока. Проектам комфорт- и бизнес-классов это грозит удорожанием продукта, а большинству их покупателей лучше потратить деньги на дополнительные места общего пользования типа автопаркинга с кладовыми боксами или на более просторные комнаты для детских колясок.
В сегменте элитной недвижимости это тоже дополнительные расходы, ибо привлечение иностранцев куда дороже, нежели услуги отечественных архитектурных фирм. Особенно если учесть курс иностранной валюты. Но застройщику иностранцы выгодны. При высоких общих ценах на элитные апартаменты затраты по привлечению зарубежных дизайн-бюро не так велики, как кажется — расходы увеличиваются всего на 2 процента. Зато имя знаменитости добавляет 10-20 процентов прибыли.
ЖК «Набоков»