КАКИЕ БЫВАЮТ АПАРТАМЕНТЫ
Традиционно мировой рынок различает три типа апартаментов: гостиничные, сервисные апартаменты: номера с кухнями для долгосрочного пребывания с широким спектром дополнительных услуг, в частности по сдаче апартаментов в аренду и жилые или не сервисные апартаменты: квартиры в доходных домах, без права прописки — псевдожилье.
Примерами сервисных апартаментов являются «Докландс», «Авеню апарт», «Салют», апартаменты YE’S.
Не сервисные апартаменты, это – комплекс «Пятый элемент», «Лотос Тауэр», «Голландия» и «Елагин апарт».
Если брать процентное соотношение числа всех апартаментов в Санкт-Петербурге, то на долю не сервисных апартаментов приходится 64%, а сервисных 36%.
О СЕРВИСНЫХ АПАРТАМЕНТАХ ВО ВСЁМ МИРЕ
Безусловным лидером по числу сервисных апартаментов является США и Канада – более 50% всего мирового рынка апартаментов.
Ключевые рынки апарт-размещения в Европе — это Великобритания и Германия (Берлин, Мюнхен, Франкфурт). Самые дорогие европейские города с точки зрения стоимости проживания в сервисных апартаментах и апарт-отелях (в порядке убывания) — Лондон, Париж, Амстердам, Франкфурт, Лиссабон, Мадрид.
В Азии наибольшее распространение сервисные апартаменты получили в Гонконге, азиатском экономическом центре, где на каждую 1000 гостей приходится более пяти номеров в апарт-отелях. Годовая загрузка апартаментов в Гонконге держится на уровне выше 90%, что является лучшим показателем в мире.
На Австралию и Латинскую Америку приходится примерно по 8% числа всех апартаментов.
Немного отстает Ближний Восток (7%), знаменитый своими высокими небоскребами и ценами. Так стоимость апартаментов в небоскребе Burj Khalifa составляет 10 330 долларов США за м².
В Африке и постсоветских странах данный сектор находится в зачаточном состоянии, развиваясь не так активно и занимает всего 1% числа всех апартаментов.
Для России и стран СНГ характерно распространение арендных квартир. Получается, что высокая насыщенность арендными квартирами тормозит развитие апартаментного сегмента. Мы занимаем всего 3% мирового рынка.
Но по мере распространения данного вида недвижимости, а также организации крупных спортивных и публичных мероприятий, сегмент сервисных апартаментов начинает набирать обороты, В особенности в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи.
В целом для мирового рынка апартаментного размещения, как нового сегмента, характерен ежегодный рост на 5-20% в количественном выражении числа апартаментов в зависимости от страны.
МОСКВА
Теперь поговорим о рынке Москвы. Как подчитали эксперты компании SA Ricci, объем предложения на первичном рынке апартаментов Москвы по предварительным итогам 2015 г. составил 592 000 м².
В продаже было представлено 93 проекта. На рынок апартаментов вышли 26 новых проектов, из них 11 проектов бизнес класса, 9 проектов комфорт класса и всего 5 премиального уровня классов элит и премиум.
Цены реализации апартаментов по классам начинаются от 122 000 в сегменте эконом и достигают показателей выше 1,5 млн рублей за 1 м² для строящихся объектов класса элит.
Спрос на апартаменты зависит от класса проектов, а также общей концепции. Так, максимальный спрос у бизнес класса на однокомнатные или двухкомнатные апартаменты площадью до 100-120 м².
Если смотреть распределение апартаментов по типам, то на долю однокомнатных приходится 42% всего числа покупок, апартаментов с двумя спальнями – 28%, 16% на студии, 12% — апартаменты с тремя спальнями и 2% с четырьмя спальнями.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Возвращаясь к рынку апартаментов Санкт-Петербурга. Всего, по данным Colliers International, сейчас в городе и пригородах предлагается 26 проектов апартаментов общей площадью 164 000 м² (с учетом cтроящихся проектов). Предложение в этом сегменте растет – в 2018–2019 гг. появится примерно 8 000 единиц, это увеличит объем рынка апартаментов почти в 3 раза.
На карте отмечены основные городские проекты апартаментов.
Хотелось бы отметить такой момент: все проекты, в которых реализуются апартаменты, не только географически рассредоточены по городу, но удачно расположены в его центральных районах. Для данного формата хорошая локация это безусловное правило, а не исключение, причем, это касается не только высоких классовых сегментов, но и сегмента масс-маркет.
Средняя стоимость квадратного метра в апарт-проектах варьируется от 77 000 до 300 000 руб. и напрямую зависит от класса недвижимости.
Сейчас на долю элитных объектов приходится примерно 19% площадей, бизнес-класс занимает 28%, и более половины рынка (53%) относится к комфорт-классу.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ
Одна из основных целей вложения денег в апартаменты — извлечение прибыли путем их сдачи в аренду.
Рассмотрим инвестиционную привлекательность студии на примере трех проектов: Docklands, Avenue Apart и Salut.
Так Docklands (Докландс) при цене покупки 4,3 млн рублей и арендной ставке 50 000 руб., прогнозирует доход физического лица в размере 35 тыс. в месяц, доходность к стоимости апартаментов 9,5% годовых и срок окупаемости 10,5 лет.
Приобретая студию в авеню апарт на этапе ввода объекта в эксплуатацию за 4,9 млн руб. можно рассчитывать на доходность к стоимости апартаментов 8,5% годовых и на срок окупаемости 11,5 лет.
Стоимость студии в апарт-отеле «Салют» составит 2,6 млн рублей и при арендной ставке 26 000 рублей обеспечит доход в размере 18 000 руб/мес, доходность к стоимости апартаментов 8,2% годовых и срок окупаемости 12 лет.
ПОРТРЕТ ПОКУПАТЕЛЯ
Инвесторы
Мужчины (60%) и женщины (40%), 30 — 60 лет, доход выше среднего. Бизнесмены. Владельцы нескольких объектов недвижимости. Собственники «арендного бизнеса».
Покупатели из регионов (Москва, Мурманск, Сибирь, СНГ). Рассматривают приобретение пакетных предложений: студии, однокомнатные апартаменты.
Основной мотив покупки — получение прибыли. Центр города, близость метро, высокая доходность, небольшой срок окупаемости и ликвидность объекта. Наличие полной отделки, мебели и УК.
Рационалы
Мужчины (60%) и женщины (40%), 18-60 лет. Часто одинокие люди, без семей или пары в возрасте.
Жители Санкт-Петербурга и регионов. Жители пригорода, использующие апартамент для временного пребывания в городе. Экспаты, временно работающие в РФ. Иногородние студенты.
Рассматривают приобретение апартаментов небольшой площади 30-50 м² – студии или однокомнатные, без видовых характеристик.
Основной мотив покупки – иметь место, где остановится, помимо основного жилья, а также способ сохранить накопленные денежные средства. Важна ликвидность объекта, отделка и мебель.
Семейные
Семейные пары с 1-2 маленькими детьми, 30 — 45 лет. Муж — бизнесмен, жена — домохозяйка.
Рассматривают приобретение апартаментов с 2-3 спальнями для проживания всей семьей.
Могут покупать студию — однокомнатный апартамент для ребенка.
Основной мотив покупки — увеличение площади, улучшение жилищных условий, функциональность планировок, развитая инфраструктура (ресторан, фитнес, детский сад / площадка), наличие сервисов, панорамный вид из окон приветствуется.
Эстеты
Мужчины, 27-50 лет, женаты, высокий уровень дохода, топ-менеджеры или владельцы бизнеса.
Лица, совершающие статусную покупку — апартаменты с видом.
Рассматривают приобретение апартаментов от 100 — 300 м² с эксклюзивным дизайном.
Основной мотив покупки – престиж, архитектура, исторический центр города, панорамные виды из окон, сервисы и услуги.
Организации
Российские или иностранные компании, задачей которых является предоставление жилья для регулярно приезжающих сотрудников из других офисов.
Рассматривают приобретение студий и однокомнатных апартаментов, а также офисов (при наличии в комплексе).
Основной мотив покупки — корпоративное жилье, центр города, развитая инфраструктура, наличие сервисов. Полная отделка и мебель.