Лофты и Апартаменты в Москве

Социально ответственный лофт

Evgeniya-Ostrovskaya-Danilovskaya-Manufactory-1.jpg

image-06-04-16-09-14.jpegСвоими размышлениями делится Сергей Труханов, руководитель архитектурной мастерской T+T Architects:

Столь популярные сегодня лофты зародились в середине двадцатого века в США. Развитие этого направления стало возможным отнюдь не благодаря поиску новых форм в архитектуре, а исключительно в связи с экономической обоснованностью таких проектов. Инфляция, восстановление после «Великой депрессии» и неравномерное классовое распределение жителей создали условия для резкого скачка цен на землю и недвижимость в центральных районах городов. Брошенные в те времена фабрики и заводы стали отличным выходом из положения. Спустя более полувека с тех пор формат лофтов прочно закрепился, найдя свое применение как в коммерческих (офисы, бутики и шоурумы), так и в жилых (апартаменты и гостиничные комплексы) сегментах.

Каноническим примером лофт-пространства считаются старые фабричные здания из красного кирпича. Высокие потолки, огромные окна, конструктивные элементы, характерные для производственных помещений, напоминают о временах, когда в этих стенах кипела работа, шумели станки и стоял беспорядочных гул заводских работников.

Стоит сразу разделить пути возникновения и особенности иностранного и российского лофтов. Несмотря на то, что в обоих случаях такие проекты реализуются на бывших промышленных территориях, характер их редко совпадает. Свое развитие лофт в нашей стране получил в начале двухтысячных, когда уже стали появляться первые признаки нехватки территорий для нового строительства в черте города. Сохранившиеся промзоны при этом рассматривались как один из главных «доноров» в условиях плотной застройки. Но это в большей степени характерно для крупных городов, как Москва и Санкт-Петербург, нежели для регионов, в которых лофт развивается точечными проектами и тяготеет к премиальной категории недвижимости.

«Даниловская Мануфактура», здания «Красного Октября», квартал «Красная Роза», пространства Artplay и Flacon – примеров можно найти немало. Новый формат территорий заводов позволяет рассматривать лофт-пространства не только как «кластер для богатых», а как полноценную часть городской среды, где также существует деление не менее и более дорогие варианты.

Однако в разрезе благих инициатив по созданию комфортного для города пространства и развития неиспользуемых территорий начал теряться смысл этой работы. Многие лофты сегодня вряд ли можно назвать социально ориентированными, открытыми для города и людей. Еще одним фактором давления становятся сроки окупаемости проектов. Западный подход в этом отношении выигрывает – сроки окупаемости в 10 и 20 лет там никого не пугают. У людей есть понимание того, что качественная архитектура – это не та среда, где происходит быстрый возврат инвестиций. Российская ментальность не позволяет мыслить в категориях эпохи, а привязана к получению максимальной выгоды в самые короткие сроки. Проживут ли построенные объекты еще несколько поколений или нет – никого не волнует. Естественно, что от такого подхода страдает не только архитектура, но и ее потребитель.

Помимо этого, все чаще стала встречаться спекуляция на формате, основанная исключительно на коммерческой выгоде. Лофт – это не только голый кирпич и высокий потолок, это, в первую очередь, история и атмосфера места, притягивающая людей схожих взглядов и образа жизни. Большое количество новодела, имеющее лишь отдаленное сходство с каноническим форматом строится и активно продается, несмотря ни на что. При этом город начинает терять действительно качественные проекты, а рынок пополняется «модными» объектами, которые вряд ли останутся в памяти следующего поколения.

Объединение ряда факторов и социальная ответственность архитектуры дают возможность создавать уникальные проекты, не подверженные влиянию времени. В этом отношении регионы оказываются в преимуществе – количество предложений лофта в них низкое, но качество таких проектов высокое. Когда наше бюро работало над концепцией реконструкции фабрики «Саратов мука» в городе Саратове, то одной из главных задач было не только провести необходимую реконструкцию и восстановление зданий, но и сделать будущий проект открытым для города, создать в нем точки притяжения и организовать пространство так, чтобы оно не конфликтовало с окружающей застройкой.

Нередко лофты несут в себе сразу несколько функций. Это могут быть жилье, офисы, торговые площади, различного рода студии. Сложность в таких проектах представляет не только их полифункциональность, но и главная концепция, делающее такое пространство целостным и удобным для любых целей. Многие сегодня предпочитают формат жизни и работы в одном месте. В таком ключе реализуются жилые лофт-кварталы, где нижний уровень занимают офисы и студии, а верхние этажи отданы под жилье. Но и тут перед архитектором встает задача развести потоки активностей, чтобы одни не мешали другим, грамотно оформить общественные зоны, чтобы они так же, как и другие элементы, «работали на пространство».

Но в любом случае, даже при самой хорошей концепции и самом удачном проекте роль девелопера огромна. Апартаменты, которые реализуются в лофтах, не попадают под жилые нормативы, а, соответственно, не обязывают застройщика возводить социальную инфраструктуру. Отсюда и большая ценность проектов, которые сочетают в себе не только качественный редевелопмент, но и полноценное пространство для работы и жизни.

Присоединиться к обсуждению

Compare listings

сравнить