Известно, что оба города давно испытывают недостаток новых земель для строительства и вынуждены вовлекать в деловой оборот свои «серые пятна» и «пояса». Сейчас и в Москве, и в Петербурге находятся в стадии реализации несколько проектов редевелопмента промышленных зон. Однако если в Петербурге в последние годы в хозяйственный оборот возвращались в среднем 75 – 100 Га в год, то в Москве только в этом году данный показатель превысил 450 Га.
В столице работа по реорганизации промышленных зон координируется напрямую заместителем мэра по градостроительной политике и строительству – в Петербурге инвесторы и застройщики пока могут надеяться только на собственные силы.
Власти столицы начали активную работу по промзонам три года назад, и она пошла очень хорошими темпами. Сейчас в Москве в разработке находится около 30-ти проектов планировки реновации промзон. Уже ведется строительство на десяти площадках.
В Санкт-Петербурге необходимость решения проблем «серого пояса» декларируется уже третьим губернатором подряд, однако реальных шагов для их реализации нет. В принятой 13 мая 2014 года Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года внимание вовлечению в оборот деградировавших промышленных территорий уделено двумя строчками, где в декларативной форме заявлен приоритет редевелопмента по отношению к освоению новых территорий. Механизм же реализации этого принципа нигде не прописан.
В настоящее время на территории Москвы в старых границах города расположено 83-и производственно-коммунальные зоны общей площадью более 18 тысяч Га (более 17% территории города (в старых границах)). В ближайшем будущем власти планируют реорганизовать 4,3 тысячи Га промышленных территорий.
В Петербурге насчитывается 33-и территории, которые имеют статус промышленных зон. Их общая площадь составляет порядка 12 тыс. Га или по разным подсчетам порядка 30% от территории города. Всего до 2025 года генплан предусматривает на 2 – 2,5 тыс. гектаров сократить общую площадь территорий, занимаемых объектами производственного назначения, а также объектами инженерной инфраструктуры и железнодорожного транспорта.
Однако если в Москве планы выглядят осуществимыми, то в Петербурге процесс редевелопмента идёт небыстрыми темпами. В последние годы в хозяйственный оборот возвращались в среднем 75 – 100 Га в год. Если ситуация не начнёт развиваться более быстро, то на перевод заявленных 2,5 тыс. Га понадобится более 25-ти лет.
В Москве же только в этом году в хозяйственный оборот возвращено более 450 Га земель, т.е. в 4,5 раза больше. Примерно по 1 200 Га документация оформляется, и скоро они могут быть выведены на рынок.
Николай Иванов, руководитель единого аналитического центра ФГИК «Размах»:
«Ускорить процесс редевелопмента может новый федеральный закон, определяющий основные правовые и экономические механизмы реорганизации промышленных зон, который разрабатывался в том числе и специалистами департамента градостроительной политики Москвы, и дорабатывается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства России. Прежде всего он должен помочь ускорить решение вопросов с многочисленными собственниками земельных участков, создать легитимные механизмы для их объединения.
В то же время, без конструктивной работы со стороны городской администрации, от которой зависит решение многочисленных вопросов, и которая прежде всего должна быть заинтересована в повышении инвестиционной привлекательности города, разорвать гордиев узел промзон будет сложно».