Прямо сейчас на берегу Головинских прудов на северо-западе Москвы реконструируется дом, построенный на рубеже XIX и XX века. Здание опустело 20 лет назад: в позапрошлом веке здесь жили рабочие соседней мануфактуры, а в последние годы в доме у воды гулял ветер и обваливалась штукатурка. В 2016 году постройку начали восстанавливать – скоро здесь появится комплекс апартаментов «Парк Плаза». Архитектор, проектировщик, девелопер, реставратор и поставщик кирпичей для нового проекта рассказали «Лофтам и апартаментам», как они спасают дореволюционное здание, сохраняя его идентичность, и откуда берут кирпичи позапрошлого века.
Елена Топилина, архитектор:
— При создании «Парк Плазы» мы хотели сохранить фабричный облик как снаружи, так и внутри. В итоге внешний вид здания выдержан в стиле лофт: кирпич, металл, строгие линии, высокие потолки, большие окна. При этом мы поставили себе цель использовать современные материалы и не забывать про уют и комфорт жильцов. Главной же задачей стала 100%-ная безопасность дома при его дальнейшей эксплуатации.
Вентилируемый фасад повторяет кладку кирпича с добавлением перфорированных металлических панелей. Открытые балконы придают дому разнообразие и несут большую функциональную составляющую. Продолжением ограждений балконов стали специально отведенные места для размещения внешних блоков кондиционирования. Все это в сочетании с простыми линиями ограждений придают «Парк Плазе» легкость, необходимую любому зданию у воды.
Первые два этажа мы оборудуем в виде двухуровневых апартаментов с индивидуальным входом каждый. Так мы хотим дать жильцам разнообразие в выборе площади и конфигурации помещений. Каждый апартамент пятого этажа имеет выход на эксплуатируемую кровлю. Крыша интересна не только тем, что оттуда открывается прекрасный вид на парк и Головинский пруд, но и тем, что там можно собраться с друзьями и приготовить барбекю.
В панорамных окнах дома будут отображаться пруды. Утопая в зелени деревьев, наш «Парк Плаза» больше не смотрится грозным и фундаментальным образцом фабричной деятельности – вместо этого он стал уютным и комфортным домиком на берегу.
Саша Лукич, проектировщик, директор студии Portner Architects:
— Стилистику дома нельзя определить. Пожалуй, ближе всего находится стиль «индастриал» или лофт. На самом деле, мы постарались максимально сохранить форму оригинального дореволюционного здания из кирпича в контексте всего окружения, но с «тюнингом» в виде всех необходимых современному человеку технических приспособлений. В Западной Европе есть множество успешных примеров ревитализации промышленных зон, в последние годы такие проекты начали появляться и в Москве. Реконструированные здания пользуются большим спросом у творческих людей. Поэтому с такой недвижимостью вы покупаете себе определенных соседей и определенный стиль жизни.
Уникальное преимущество «Парк Плазы» – красивый пруд в 30 шагах от подъезда. Такое соседство нельзя компенсировать никакой отделкой, умным домом или подземной парковкой. Мы ответили на близость воды расширением окон в видовых апартаментах, а также созданием уютной эксплуатируемой крыши.
Обычно при редевелопменте промышленных зданий встает вопрос присутствия в стенах вредных веществ, но «Парк Плаза» размещен в здании бывшего общежития – соответственно, никаких экологических рисков здесь быть не может.
Роман Аблаев, девелопер, генеральный директор компании «Хайтэк Девелопмент»:
— Для нашей компании жилой дом – это новое направление. Прежде мы занимались только коммерческой недвижимостью – офисы, торговые центры и тому подобное. Дом, где расположен «Парк Плаза», достался нам почти случайно. Но изучив особенности этого дома, мы поняли, что у нас в распоряжении уникальный проект, который будет интересен многим покупателям. Теперь это наша визитная карточка.
Во-первых, «Парк Плаза» – это заметное здание с историей: в дореволюционное время на фабрике «Йокиш» делали ткань для царской семьи. Во-вторых, дом находится в парке, сейчас это природоохранная зона. Строить здесь запрещено: новые апартаменты в таком месте могут появиться исключительно в уже существующем доме. В-третьих, совсем скоро рядом откроется станция метро «Коптево», благодаря которой добраться до центра города станет еще проще, чем сейчас. И в-четвертых, с удобным месторасположением здесь встречается уникальная архитектура. В Москве мало подобных предложений – лофты с прямым доступом к воде.
Теперь у нас есть дом с метровыми стенами, старинными кирпичами, панорамными окнами два на два метра и рекордной инсоляцией: здесь есть лоты, где на площади 50 кв. м имеется по восемь окон в пол. В этом и заключается уникальность: сочетание истории с новыми технологиями. Дополнительно мы облагораживаем район – еще до завершения всех работ по дому мы обустроим набережную для местных жителей. Поставим там фонари, построим детскую площадку. А в 2018-2019 году пройдет полное благоустройство близлежащего парка Михалково: городские власти уже выделили на это финансирование. Может, до Парка Горького он и не дотянет, но выглядеть все будет очень здорово.
В двух с половиной километрах от «Парк Плазы» находится центр яхтенной жизни Москвы – порт Royal Yacht Club с рестораном «Водный» Аркадия Новикова. Здесь же расположен пляж с белым песком и шезлонгами, а также теннисный центр.
На данный момент мы продали пять апартаментов из 28 – и я не могу сказать, что какая-то планировка пользуется большим спросом, чем остальные. Покупателей интересуют и таунхаусы на первом-втором этаже, и стандартные апартаменты на третьем, и лоты с выходом на крышу. Конечно, многие хотели бы выбрать пентхаусы, но это самые дорогие апартаменты, так как у них есть доступ на верхний уровень и отапливаемая комната в виде надстройки на крыше. При желании покупателя мы можем объединить лоты.
Люди уже оценили «Парк Плазу»: кому-то нравится расположение, кому-то близость к природе. В Москве это редкая ситуация, когда ты находишься дома, а у тебя из окна видны пруды, парк и утки. Еще здесь есть лодочная станция, где можно взять катамаран, есть пляж. Пруды через протоки соединены с Волгой. Я знаю, что в этих прудах ловили щук – тут настоящий уголок живой русской природы в черте Москвы. Сюда постоянно приходят рыбаки, ловят рыбу и раков. В моем понимании, «Парк Плаза» предназначен для тех людей, которые хотят жить одновременно за городом и в Москве.
Владимир Нарижный, реставратор, генеральный директор компании «Стройтехнология»:
— «Парк Плаза» станет четвертым зданием, которое реставрирует наша компания. Пожалуй, одна из наших наиболее заметных работ – винные склады Смирнова на острове Балчуг. Сейчас этот архитектурный ансамбль известен как элитный жилой комплекс Wine House. В нем мы по историческим образцам восстановили 20 оконных и дверных проемов, а также отреставрировали 10 тыс. кв. м кирпичных поверхностей. Разумеется, в основном мы использовали очищенные старинные кирпичи. Также мы восстанавливаем «Театральный дом» на Поварской улице в центре Москвы.
Все реставрационные работы схожи в одном: как правило, на них отсутствуют рабочие чертежи. В лучшем случае у нас есть фасады с размерами проемов и высотными отметками. Все остальное дорабатывает тот, кто выполняет реставрацию. Прежде, чем начинать работу, мы проводим промывку, расчистку, бактерицидную обработку и обессоливание кирпичей.
Если говорить о «Парк Плазе», то капитальный ремонт в этом здании начался более 20 лет назад. К сожалению, тот ремонт внезапно остановился и здание не законсервировали. В современных условиях я бы оценил сложность реставрации в 6 или 7 баллов из 10.
При восстановлении дома мы будем пользоваться старинным кирпичом, который можно будет увидеть после завершения работ: внутренние поверхности не покрываются штукатуркой. Наш основной способ – «вычинка», то есть замена разрушенного кирпича на целый. Такой метод применяется, когда глубина повреждения стен составляет от 3 до 80 сантиметров.
Алексей Гудков, поставщик кирпича, ведущий специалист студии старинного кирпича Kirpichi Msk:
— Наша студия поставляет старинные кирпичи для многих зданий на реконструкции. Мы берем кирпичи из старых зданий, которые идут под слом или демонтаж. Как правило это заводы и фабрики, изредка попадаются жилые дома и административные постройки. В данный момент у нас открыт ордер на слом старинной ткацкой мануфактуры «Товарищество Ситцевой мануфактуры Альберта Гюбнера» на Саввинском переулке на берегу Москвы-реки. Это здание спроектировал архитектор Василий Залесский в 1880 году.
Это очень большая мануфактура, мы насчитали там около 200 тыс. старинных кирпичей. Сколько из них в итоге уйдет на «Парк Плазу», пока неясно: по предварительным расчетам, нам потребуется около 100 тыс. кирпичей. При укладке «ложковым» способом в 1 кв. м здания с размером шва 0,8-10 мм уходит 51 штука старинного кирпича.
В «Парк Плазе» мы занимаемся только старинной частью: сторонние эксперты подсчитывают, какие стены и перекрытия можно сделать из царского кирпича, а для каких требуются современные материалы.
«Смешать» старые и новые кирпичи в одной кладке не получится – у них просто разные размеры. Стандартный красный рядовой полнотелый кладочный кирпич марки М-125 современного производства – это параллелепипед с гранями в 25, 12 и 6,5 см. Его масса не превышает 3,5 кг. Старинный кирпич крупнее: он на 2 см длиннее и шире, а его вес превышает 4,7 кг. Все дело в том, что современные кирпичи делают на формовочных станках машинным способом: так получаются ровные края и углы. Раньше существовала только ручная формовка кирпичей, а каждый экземпляр мастер самостоятельно обжигал в печи.
Естественно, мы используем не все найденные старинные кирпичи. Перед началом реставрации каждый экземпляр проверяют с помощью специальных приборов. Впрочем, при желании узнать состояние кирпича можно и без высокоточных агрегатов: достаточно просто скинуть кирпич с двухметровой высоты. Если уцелеет – можно строить. Раньше строители проверяли именно так.
Более гуманный способ – продольный распил кирпича на камнерезном станке. Так поступают с «подозрительными» кирпичами, в качестве которых возникают сомнения. Чем меньше пор и пузырьков воздуха окажется внутри, тем лучше качество кирпича. Если сомнения не оправдались и кирпич оказался пригодным для использования, то остатки распиленного параллелепипеда становятся декоративной кладкой во внутренних помещениях дома.
При правильной укладке старинный кирпич абсолютно безопасен для жильцов. Внутри не могут поселиться насекомые или микроорганизмы, так как в XIX веке кирпич укладывали на известковый раствор, который является очень хорошим антисептиком. С такой «обработкой» максимум, что может появиться после укладки – это «высолы». Так называют соляной налет, выступающий на внешней поверхности кирпича. Вероятность «высолов» зависит от глины, из которой изготовили кирпич. Разумеется, этот вопрос тоже проверятся до начала реставрационных работ.
Подробнее: «Парк Плаза»: Как устроен самый необычный лофт-проект Москвы